Мика Стецовский из «Комитета»: «Удается находить в коворкинге и рекламодателей, и сотрудников»
Что такое «Комитет»
«Комитет» сформировался в 2014 году после того, как объединились проекты TJournal и vc.ru (тогда еще под названием «Цукерберг позвонит»). Сегодня кроме TJ и vc.ru, мы управляем DTF — проектом об играх и игровой разработке.
Я занимаюсь рекламными проектами в «Комитете» с ноября 2016 года, перешел на должность креативного продюсера из редакционной дирекции медиапроектов Mail.Ru Group.
В начале 2017 года к «Комитету» присоединились разработчики Devnow и Денис Ширяев, известный по крутейшему телеграм-каналу Denis Sexy IT. Они принесли с собой модульную платформу, которая настроена и раскатана по всем площадкам.
Сейчас «Комитет» начал — цитирую Даниля Хасаншина — «очень тихо заниматься мероприятиями». Тише едешь — дальше будешь, так ведь? Мы, конечно, сосредоточены на диджитал-решениях, но не отказываем себе в праве снять скафандр и выйти наружу.
Все наши площадки работают на стыке редакционного и пользовательского контента, то есть у нас публикуются и материалы, подготовленные сотрудниками наших редакций, и материалы, составленные самими читателями.
Для того, чтобы наши редакции могли производить все больше интересного и полезного контента, а читатели все больше бы вовлекались и присоединялись к пулу активной аудитории — тех, кто пишет материалы и участвует в обсуждении других — мы постоянно совершенствуем технические решения и раскапываем новые тематические пласты.
Для развития площадок нужны не только умы и силы, но и деньги. Мы их зарабатываем с помощью нативной и медийной рекламы и осторожно двигаемся по пути сервисных решений.
О будущем российского рынка СМИ
Я не обладаю достаточной экспертизой, чтобы делать прогнозы. Могу высказать только свои наблюдения на этот счет. Лет десять назад еще было классно какому-нибудь зажиточному директору металлозавода иметь свое печатное медиа с анекдотами, голыми женщинами, претенциозной прозой и околополитической дискуссией.
Лет пять назад еще можно было представить, что такой журнал вдруг переезжает в диджитал и открывает сайт. Сегодня иметь медиа для такого человека — это в лучшем случае бессмысленно, а в худшем — опасно.
В этой связи, рынок медиа в России изменится таким образом, что на директора металлозавода рассчитывать не приходится, а значит надо учиться зарабатывать деньги, а не только тратить их. Времена больших зарплат при малых доходах с офисом на «Красном октябре» — это времена не сегодняшние и не завтрашние. Зарабатывать деньги нужно, но сложно, поскольку трафиком заправляют соцсети и все больше тянут одеяло на себя. Медиа вынуждены искать какие-то решения, которые помогут им выжить в этой постоянно обновляющейся реальности. Сейчас изменения происходят быстрее, чем успеваешь к ним привыкнуть.
Ничего нового тут не скажу — есть подписные модели, клубные модели, рекламные модели. Выживут те медиа, которые проявят силу, ловкость, живучесть и магию.
О разнице между российским и западным медиарынком
Эти рынки отличаются друг от друга в первую очередь тем, что на западе владеть медиа — это не то же самое, что постоянно страдать от вывихнутой ноги, которая тем больше вывихивается, чем больше ее лечишь.
Технологические решения у нас в России есть классные, мало в чем уступающие (или вообще не уступающие) западным.
Говоря о моей работе, о рекламных проектах, могу вот что заметить. К нам на конференции порой приезжают интересные спикеры, например, «Медуза» привозила Кейли Кинг Балентайн из T Brand Studio, которые делают рекламные проекты для New York Times). Так вот ее спросили о рекламных бюджетах, и она ответила: «У нас были программы за $50 тысяч и за $8 млн». Вы понимаете, слушать Кейли — это как в кино на Гарри Поттера сходить. В российском диджитале, насколько я могу судить, рекламные бюджеты не такие, чтобы $50 тысяч приводить в качестве нижней планки.
Да и сознание самих рекламодателей у нас, конечно, на другом совсем уровне. Нативная реклама уже сто лет в обед ни для кого не новость, но порой приходится объяснять разницу между топорной рекламой продукта в лоб и мягкой интеграцией, которая играет в долгую.
Я люблю пессимистичные нотки расставлять, но компетентных специалистов вокруг тоже, к счастью, становится все больше. Это вселяет то надежду, то уверенность.
О том, что важно для издательского дома
Мне не очень нравится категория «издательские дома», потому что в нее можно включить тех, кто занимается какими-то совсем другими вещами — выпускает печатные издания для бухгалтеров и юристов, например, или детские учебники издает.
Современные медиа делают ставку на то, что не меняется со времен Античности — на дух и материю, на форму и содержание. Форму нам обеспечивают технологические решения, а содержание — люди с беспокойным и любопытным умом.
Вряд ли я смогу назвать еще что-то общее для «Комитета» и, например, Tribuna Digital, которые тоже делают классные проекты, но про спорт.
О проектах
Я очень хотел поработать над путеводителем и рекламный проект с другим медиа, вне «Комитета», позволил мне немножко поучаствовать, хотя и не в самой заметной роли, но мне было очень приятно.
Еще хочется сделать какой-то заметный проект по «Дюне» Фрэнка Герберта, поэтому жду не дождусь того дня, когда выйдет новая игра или новая экранизация, чтобы был повод развернуться с идеями. У нас эта тема точно будет иметь спрос.
Я не хочу зарекаться, лажи у всех случаются, но очень надеюсь, что у нас не будет рекламных проектов с партнерами, которые предоставляют заведомо паршивые услуги, но всеми способами это маскируют. Я верю в то, что медиа и рекламодатель разделяют совокупную ответственность за продукт или услугу.
О составляющих успешных медиа
Это самый сложный вопрос, потому что можно надергать ключевых тезисов из разных категорий, но на выходе получится что-то вроде «Хорошее медиа — это которое овальное и блестящее, выглядит как карп, но пахнет мимозой».
Мне нравится, когда полезно, интересно и смешно с точки зрения контента, когда красиво и удобно с позиции эстетического опыта. Монетизировать всегда есть что.
Успешное медиа — это люди, которые его делают. Уберите их, как старую команду «Ленты» (которая переехала в Ригу и основала «Медузу»), и посмотрите, что станет с успешным медиа.
О криптовалюте и блокчейне
Блокчейн сейчас влияет почти на все, у меня в подъезде даже мусоропровод собирается выйти на ICO.
Если серьезно, то коммерческое направление испытывает, конечно, серьезный стресс от обилия желающих рассказать о себе на финансовой основе в контексте блокчейна и криптовалют, в частности, но очень сложно отделить котлеты от мух. На это две причины.
Во-первых, вся эта история не пойми, как зарегулирована примерно везде.
Во-вторых, блокчейн — это как новый альбом Radiohead — все слышали, но никто не понял, о чем он. Очень легко ввести людей в заблуждение, рассказывая им об инновационных проектах, основанных на блокчейне. При этом часть их этих проектов — состоятельные и классные идеи, а другая часть — чистой воды надувательство.
Подавляющая часть рекламодателей из этой когорты, конечно, ищет средства накануне ICO. Мы не хотим, чтобы наши читатели почувствовали, что мы призываем их куда-то тратить деньги. Это не так. Наша аудитория в состоянии сама этот выбор сделать.
В целом и редакции, и рекламщики, и другие медиа — все сейчас переживают эти времена, когда блокчейн как сфера возможностей и новая технологическая действительность самооформляется, доказывает свою состоятельность. При этом уже не на том уровне, когда как в меме «Дим, привет» какой-то гик майнит у себя дома биток и на дворе 2011 год. Сейчас это совсем другие деньги.
О будущем
За последний год «Комитет» изменился до неузнаваемости примерно раза три, поэтому что его ждет через год я даже предположить не могу. Наверное, мы откроем офис на Марсе. Я более или менее понимаю, какие вызовы нас ждут в течение следующего года, но как с ними справляться — вопрос дискуссионный, как говорит наш коллега Максим Новиков.
Правила игры меняются постоянно, поэтому на год вперед я не могу загадывать. Никто не может.
О работе в коворкинге
В DI Telegraph мы перебрались примерно год назад. Московских сотрудников на тот момент было значительно меньше, поэтому мы с комфортом разместились за двумя столами. Сегодня нам уже тесновато, но мы что-нибудь придумаем.
Из очевидных плюсов работы в «Телеграфе» — расположение в самом центре Москвы. Удобно работать и ходить на встречи по соседним офисам.
Внутри коворкинга мы не ведем светскую жизнь. Понемногу общаемся с другими резидентами, но я, например, не знаю как зовут людей за соседним столом и где они работают. Впрочем, для меня это не имеет никакого значения.
Несмотря на такую относительную изолированность нам удается время от времени находить в коворкинге и рекламодателей, и сотрудников. Здесь часто бывают в гостях люди, с которыми специально сложно встретиться, а вот так столкнуться между делом — приятно и для работы полезно.
000